Поиск
Добавить объект
  • У Вас нет закладок.

Ваши закладки:0 listings

Войти

Languages

4 июля в православии отметят День святой Троицы. Что это за праздник и почему его любят в народе

4 июня православие отмечает День Святой Троицы, посвященный сошествию на апостолов Святого Духа, которое произошло на пятидесятый день после Воскресения Христа. В народе имя праздника любовно сокращали – Троица.

И оно о чем-то таинственном звенело нам в названии знаменитой рублевской иконы даже в те времена, когда про Святой Дух да и сам праздник мы мало что знали. Только чувствовали: “Троица” – не просто цифра. Ведь не “тройка”, не “трио”, не “трешка”. А еще даже в годы атеизма в ходу была поговорка: “Бог Троицу любит”. Но почему любит? Что сакрального в цифре три, раз для нее наши предки нашли особое, такое ласковое и звонкое имя?

Ветр, огонь и шум небесный
Ласковость в названии праздника неслучайна. В России День Святой Троицы любили, его отличала особая атмосфера. Может, из-за традиции украшать на праздник храмы: пол на Троицу в церквях устилают свежескошенной травой, между иконами ставят цветы, и даже сами иконы на Троицу одевают в оклады из березовых ветвей. И верующие стоят всю службу с ветками березы в руках, и священники на Троицу в зеленых одеждах.

Все это ликующе-цветущее убранство логично: в День Святой Троицы мы вспоминаем сошествие на апостолов Святого Духа, а Святой Дух называют “Подателем жизни”, то есть той Божественной силой, которая превращает мертвенную материю в живое. Так что символика прозрачна: зелень привносит в церковную строгость не просто праздничность, она наполняет храм биением жизни молодого лета.

Праздник Троицы окружен двумя особыми днями: накануне отмечают Троицкую вселенскую родительскую субботу (3 июня), когда особо поминают тех, кто по каким-то причинам не получил христианского погребения, например, пропавших без вести. День вселенского поминовения усопших установлен перед Троицей для того, чтобы показать: Дух Святой действует и в живых, и в мертвых, потому что для Бога все живы. Понедельник после Троицы тоже праздник, посвященный уже именно Святому Духу, и называется он Духов день (5 июня).

Но как произошло событие, которое мы отмечаем на Троицу? Сначала давайте вспомним, что после Своего Воскресения Иисус Христос еще 40 дней пребывал с близкими, укрепляя их в вере. На сороковой день Христос вознесся на небо, пообещав, что пошлет в наш мир Дух Божий, который сойдет на учеников, давая им силу проповедовать благую весть о том, что Своим Воскресением Христос победил смерть. И вот через 10 дней после Вознесения ученики Иисуса и Его Мать Мария собрались на молитву в одном из домов Иерусалима. Апостолов было по-прежнему 12 – вместо предателя Иуды двенадцатым избрали Матфея. И тут в закрытой комнате, в “Сионской горнице”, как называет это место евангелист Лука, “внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом”. И явились апостолам “языки огненные… И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках”.

Ветер, огонь, шум небесный были видимыми знаками, сопровождающими явление Святого Духа. При сошествии на апостолов Святого Духа они получили особые дары: дар разговаривать на разных языках, дар целительства, дар проповедовать о делах Божиих. Евангелист Лука приводит такую деталь: когда после сошествия на них Святого Духа ученики Христа заговорили на разных наречиях, нашлись такие, кто стал насмехаться над апостолами, говоря: “Они напились”.

Тот, кто молился в храме на Троицу, уже никогда это не забудет
Но тут поднялся Петр и начал проповедь. Слова Петра о Христе, Его Воскресении из мертвых так подействовала на всех, что люди стали спрашивать: “Что же нам делать?” И Петр ответил: “Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и Вы получите дар Святого Духа”. Уверовавших и принявших крещение в тот день оказалось три тысячи. Так вот, День Святой Троицы – это день, когда миру видимым образом: шумом с неба, ветром, огненными языками пламени было явлено Третье Лицо Триединого Бога – Святой Дух.

Горячие споры… на рынках
Рассказывать о празднике Троицы и остановиться только на бытовой и событийной стороне дня – значит погрешить против истины и не уважать своего читателя. При этом догмат о Триединстве Бога – главный догмат христиан – тема десятков богословских томов. А еще камень преткновения для многих. Как так: “Бог един и одновременно в Трех Лицах: Отец, Сын Иисус Христос и Святой Дух?” Этот вопрос смущал людей и в III веке по Рождеству Христову, и в наши дни. Человек, являясь творением, не способен объять своего Творца. Но аналогии, которые бы позволили приблизиться к пониманию Троичности и Триединства Бога, то есть Троицы, найти возможно.

Священномученик Дионисий Александрийский в III веке, объясняя тайну Троицы, приводил в пример единство и трехсоставность солнца, которое есть и небесное тело, и свет, испускаемый им, и тепло. Вопрос о Триединстве и Троичности Бога и о том, в каком отношении друг с другом Три Лица Единого Бога, в прежние столетия стоял невероятно остро.

Вот как святитель Григорий Богослов в IV веке описывал споры о том, как соотносится Бог Сын с Богом Отцом: “Стоит прийти на рынок и спросить – есть ли сегодня баня, как мне отвечают, что Сын Божий меньше Отца; а если спрошу – почем сегодня хлеб, мне в ответ – Сын Божий есть тварь”.

На выработку единого догмата у святых отцов Церкви ушло не менее 60 лет. Звучит этот главный догмат христиан так: “Святая Троица – есть Бог единый по существу и троичный в Лицах (Ипостасях): Отец, Сын Иисус Христос и Святой Дух”. Если кому-то формулировка кажется сложной, отвечу: не в компетенции журналиста упрощать догматы Церкви и впадать в ересь.

Квантовая физика и Троица
“Один наш известный математик, – вспоминал академик Б.В. Раушенбах, физик-механик, – сказал что-то неуважительное о богословии: дескать, какая глупость, что три – это одно”. И тогда академик напомнил коллеге про вектор, который в пространстве имеет три проекции, три координаты, что никак не мешает вектору быть единым и целостным. И оппонент был сражен: “Господи, об этом я и не подумал!”

“В теологию меня привели споры вокруг христианской Троицы, – делился позже академик Б. В. Раушенбах, не только один из основоположников советской космонавтики, но и автор книг по теологии. – Как человеку науки мне было непонятно триединство Троицы, и я захотел опровергнуть этот кажущийся абсурд. Но… понятие Троицы казалось логически безупречно. Так что, размышляя над Троицей, я, по сути, занимался математикой”.

Удивительно, но развитие науки облегчило восприятие учения о Триединстве Бога. Достаточно вспомнить квантовую физику и то, что сто лет назад ученые открыли корпускулярно-волновой дуализм микрочастиц. И сейчас даже школьники не удивляются тому, что электрон имеет двоичную природу, являясь частицей и волной одновременно. Как выразился один семинарист: “Если я допускаю для невидимой глазу микрочастицы возможность быть и частицей, и волной, то есть быть единой и неделимой в двух лицах, почему я должен сомневаться в том, что Бог может быть Единым и Неделимым в Трех?”

Поразительно, но величайшая тайна, которой богословы посвящают тома – Троица, Триединство Бога, – была воспринята русским народом органично, без каких-либо умствований и колебаний. Воспринята сердцем, душой. И поразительная гармония, естественность образа Троицы Андрея Рублева не столько определила, сколько с гениальной точностью уловила целомудренную строгость отношения русских к великой тайне Бога – к Троице.

РГ


Материал любезно предоставлен изданием “Заокский вестник”
Оригинал новости: https://gazeta-zaoksk.ru/news/4-iyulya-v-pravoslavii-otmetya/

Реклама Заокский.ОнЛайн
Предыдущая запись
«Ростелеком»: новые технологии для всех
Следующая запись
В Тульской области открылся фестиваль «Поленово – Бунырево»

Добавить комментарий

Connect with

Ваша электронная почта в безопасности с нами.

0
близко

Ваша корзина