Что для православных значит праздник Воздвижения Креста Господня
На днях православные отмечали великий праздник – Воздвижение Креста Господня, праздник парадоксальный. Ведь посвящен он Кресту, на котором был распят Иисус Христос. И сразу вопрос: почему христиане чтут и поклоняются орудию мучительной смерти Христа? Причем крест у христиан везде: и в церкви, и в частной жизни верующего.
Издавна люди каялись у Креста.
Ограждая и охраняя от всякого зла
Мы получаем нательный крестик сразу в таинстве Крещения, и с тех пор он наш неразлучный спутник не просто на всю земную жизнь, но и дальше: как знак того, что мы исповедуем Христа, и Бог с нами всегда, всюду. И здесь, и в мире ином – символ победы Христа над смертью и наша защита. Мы осеняем себя крестным знамением, то есть крестимся, воспроизводя сложенными пальцами очертание креста, и этим снова свидетельствуем о нашей вере, одновременно ограждая себя от всякой нечисти. Когда мы приходим в церковь, то там крест везде: им и освящают, и благословляют, богослужение без креста немыслимо. Но кресты высятся не только над куполами наших храмов. Поклонные кресты издавна стояли при въезде в города и села, просто у дороги. Поэтому их столько в названиях наших улиц – Крестовая, Крестовская, Крестцы, Крестовоздвиженская… Или, например, Ставропольская, ведь “ставрос” не что иное, как крест по-гречески. И даже улица имени Крузенштерна, и она об этом, потому как “крузенштерн” переводится с немецкого как “крестовый штандарт”. И конечно, кресты были на наших флагах и военных наградах.
Но и это не все. Исповедуясь, каясь в своих ошибках и прегрешениях, мы стоим перед крестом в буквальном смысле слова и так, глядя на него и на Евангелие, произносим слова покаяния. А священник, прочитав разрешительную молитву над покаявшимся, тоже осеняет его крестом – благословляя в новый день. А еще верующие знают поразительную силу древнейшей молитвы Кресту Господню. Ее краткий вариант звучит так: “Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла”.
У внимательного читателя, думаю, уже возник вопрос: почему я пишу слово крест по-разному – то с заглавной буквы, то со строчной? Объяснение простое: когда речь идет про Крест, на котором был распят Спаситель, написание будет с заглавной буквы – ведь это святыня. Во всех остальных случаях пишем слово со строчной: нательный крест, поклонный крест, могильный крест, Андреевский или Георгиевские кресты.
Разобравшись, почему слово “Крест” пишется в случае праздника Воздвижения Креста Господня с заглавной буквы, объясним, что слово “воздвижение” означает торжественное поднятие Креста вверх после того, как его обнаружили в земле.
Как нашли и опознали святыню
Первые христиане благоговейно относились ко всему, что было связано со Спасителем. Но в 70 г. по Р.Х. Иерусалим был разрушен римским императором Титом. Как сообщает историк IV в. Евсевий, язычники, населявшие Иерусалим в то время, делали все, чтобы осквернить, стереть с лица земли места, связанные с Христом. Так, был изменен вид Голгофы – горы, где был распят Иисус. Евсевий пишет, что пещеру, в которой было погребено тело Христа, специально засыпали мусором, насыпь замостили камнем и на этом “фундаменте” воздвигли алтарь богине сладострастия Венере. Если учесть, что на месте полностью разрушенного Иерусалима император Адриан (II в. н.э.) отстроил новый город, возводя повсюду языческие капища, станет ясно, почему найти святыню было непросто.
Обретение Честного и Животворящего Креста Господня произошло в 326 г., в правление первого христианского императора Константина Великого. Этому римскому властителю удалось не только одержать блистательные победы, объединив огромную Римскую империю, но и прекратить гонения на христиан. По преданию, император в тонком сне увидел Крест, на котором был распят Христос, и это укрепило его перед решающей битвой. После победы Константин загорелся желанием отыскать святыню. На ее поиски в Иерусалим отправляется мать Константина, царица Елена. Изыскания увенчались успехом, царице Елене указали на небольшой холм из земли, мусора и камней: именно здесь по повелению римского императора Адриана возвели капище в честь Венеры. Когда языческая кумирня была разрушена, когда разбросали мусор и раскопали землю, все увидели, что перед ними место Гроба Господня и Воскресения Христа. Царица Елена обнаружила и Лобное место, где был распят Иисус вместе с двумя разбойниками, – там нашли три креста, гвозди и дощечку с надписью на трех языках. Дощечка эта была прикреплена к Кресту, на котором распяли Христа, и на ней рукою Пилата была сделана надпись: “Иисус Назорей, Царь Иудейский”.
Таким образом, захоронение крестов, на которых были казнены Иисус и два разбойника, нашли. Но как определить, какое из трех распятий – Крест Господень? Помогло чудо. По сообщению историка VI в. Феофана Византийского, от одного из найденных крестов произошло исцеление больной, что стало доказательством: это и есть Крест, на котором был распят Иисус. Найдя Голгофу, Крест Господень и гробницу Христа, царица Елена, как пишет историк V в. Сократ Схоластик, решила “создать на месте гробницы молитвенный дом”. Так был построен храм Гроба Господня.
Победа жертвенной любви над злом
Но все же, почему христиане поклоняются Кресту – орудию мучительной смерти Спасителя? Когда-то крест был самым страшным способом казни, до которого смогли додуматься люди. Позорным и чрезвычайно жестоким. Причем распинали рабов, римскому гражданину было постыдно даже упоминать об этом. Местами казни становились возвышенности недалеко от городов, вдоль дорог – для устрашения. Ведь смерть на кресте была и мучительной, и долгой, часто казненный висел несколько дней, так, что ему, еще живому, птицы выклевывали глаза, звери обгладывали ноги.
Именно на такую позорную и мучительную смерть был осужден невинный и безгрешный Иисус. Причем страданиям на Кресте предшествовали предательство учениками, неправедный суд, издевательства! И вот все эти Крестные Страдания, одно перечисление которых приводит в дрожь, принимает Спаситель. Добровольно. По Своему человеческому, а не Божественному естеству. Умаляясь, самоуничижаясь, не просто до человека, а до самого презренного – раба. До самого грешного, будучи Сам безгрешным. Искупая не Свои, наши грехи. Бессмертный по своему Божественному естеству, Он до конца, до смертного конца, проходит путь человека.
Но почему Он пошел на это? “Распятие Христово, – считал митрополит Антоний Сурожский, – это действие свободной Божественной любви, свободной воли Христа, отдающего Себя на смерть, чтобы другие могли жить – жить вечной жизнью, жить с Богом. И знак всему этому Крест, потому что в конечном итоге любовь, верность, преданность испытываются не словами, даже не жизнью, а отдачей своей жизни; не только смертью, а отречением от себя таким полным, таким совершенным, что от человека остается только любовь: крестная, жертвенная, отдающая себя любовь, умирание и смерть самому себе для того, чтобы жил другой”.
Христос умирает, но смерть невластна над Ним, Он Бог и “смерти было невозможно Его удержать”. И Христос воскресает. И Своим Воскресением дарует всему человеческому естеству возможность нетления. Поэтому после Воскресения Христа Крест это уже не орудие казни, а залог нашего спасения. “В церкви вы везде видите кресты для того, чтобы все напоминало: вы во храме Бога любви, Любви, распятой за нас” (святой Иоанн Кронштадтский).
https://rg.ru/2023/09/27/postavit-krest.html
Материал любезно предоставлен изданием “Заокский вестник”
Оригинал новости: https://gazeta-zaoksk.ru/n539592.html
Добавить комментарий