«Мы строили, строили и наконец построили!»: как мультфильмы создают фундамент воспитания нового поколения
Есть ли беспроигрышный вариант занять малыша? Конечно: включить ему мультики! Какого героя он будет любить? Мультяшного. Но всегда ли герои мультфильмов разделяют смыслы и ценности, которые мы стремимся видеть в нашей жизни? К сожалению, нет. А между тем, как говорил герой мультфильма «Волк и теленок»: «Дитям чистота нужна. Ребенки, они в грязи расти не могут…»
Объясняем, как государство строит систему аудиовизуального общения с юными россиянами и что это значит для отечественных создателей мультфильмов.
Что посеешь, то и пожнешь
«Анимация — это фундамент образования и воспитания», — справедливо считает Президент РФ. Он подчеркнул, что российских анимационных героев хорошо знают зрители далеко за пределами России. «Фиксиков, Фунтика, “Машу и Медведя”, по-моему, во всем мире смотрят», — перечислил он на встрече с представителями креативной экономики 30 мая 2023 года.
Креативная экономика занимается созданием культурных, художественных и инновационных продуктов и услуг. К ним относятся театральные и изобразительные виды искусства, кинематограф, телевидение и радио, музыка, издательское дело, компьютерные игры, новые медиа, архитектура, дизайн, мода и реклама.
В документе по итогам встречи содержится ряд мер, которые окажут существенное влияние на развитие этой сферы. Одно из ключевых решений — поручение Президента РФ внести в законодательство изменения, предусматривающие полное госфинансирование производства и проката анимационных фильмов для детей и юношества.
Это стало логическим дополнением закона о полном государственном финансировании производства и проката национальных художественных фильмов для детей и юношества, подписанного главой государства в апреле 2023 года. Согласно закону, на полную господдержку могут рассчитывать ленты, предназначенные для детей до 18 лет, которые направлены «на воспитание подрастающего поколения, созданы на основе сценария и соответствуют по тематике и художественно-стилистическому решению физическому, психическому и духовному развитию детей». Государство может финансировать создание и прокат таких кинопроектов в размере 100% их сметной стоимости.
Об истинных ценностях — с экрана
В этом году День российской анимации отмечали в 111-й раз. 8 апреля 1912 года широкая публика впервые увидела официальную анимационную премьеру в России. Это была картина биолога Владислава Старевича о несчастной любви из жизни насекомых «Прекрасная Люканида». А крупнейшим периодом в истории русской мультипликации был советский, когда работали крупные студии «Союзмультфильм» и «Экран».
Особенностями классической русской мультипликации были большое количество авторской анимации, важность смысловой составляющей, большое количество экспериментов как в техниках, так и в подаче сюжета. Еще одно отличие — финансирование большого количества авторских работ, малое количество крупных высокобюджетных проектов.
Затем наступила черная полоса — в 90-е годы брать деньги на производство мультфильмов стало неоткуда. «Союзмультфильму» приходится отправлять на анимационные фестивали телевизионные заставки и рекламные ролики.
Постепенно индустрия анимационного кино в России восстанавливалась, однако еще десять лет назад ее представляли две небольшие студии в Санкт-Петербурге. Но в последние три года начался новый этап развития отрасли детских мультфильмов. По словам председателя Совета директоров киностудии «Союзмультфильм» Юлианы Слащевой, за последние годы количество студий в стране увеличилось в три раза, ровно в такой же пропорции вырос и объем производимого контента — с 60 до 150 часов в год. Анимация приходит в сферу образования, развлечения, компьютерных игр, становясь кросс-индустриальной отраслью, стимулирующей развитие в смежных областях.
«Такие результаты были бы невозможны без стратегических механизмов государственной поддержки, — отметила исполнительный директор Ассоциации анимационного кино Ирина Мастусова. — И это в том числе результат конструктивного диалога власти и профессионального сообщества. Мы благодарны Президенту за внимание к развитию кино и анимации».
«Будет ли мгновенный грандиозный прорыв в создании российской анимации в результате полного госфинансирования? Нет, — считает ведущий режиссер одного из самых успешных отечественных мультсериалов “Смешарики” Денис Чернов. — Этим шагом государство инвестирует в будущее, так как процесс повышения качества анимации кропотливый и долгосрочный».
Кажется, что мультфильм — это цветные картинки, которые мелькают на экране. Что тут сложного? Но это результат трудоемкой ручной работы. Серия длиной шесть минут находится в производстве четыре месяца. И стоимость ее создания может быть равна цене автомобиля. Главное, что с полным финансированием государства возрастает шанс на появление фильмов лучшего качества, объясняет эксперт.
«Нужно ли пропагандировать истинные ценности? — размышляет режиссер. — Мне не нравится слово “пропаганда”. Можно намного больше донести до человека через различные художественные ходы. Это то, с чем он остается, когда заканчивается фильм. Это очищение, когда отмывается душа. И в этом намного большая сила, нежели в каких-то пропагандистских лозунгах. Я видел людей, которые плакали на “Смешариках”. У нас есть несколько серий, затрагивающих, например, тему смерти. Они абсолютно не мрачные, но после их просмотра люди в зале плакали по-хорошему, как будто добрели. Наверное, это называется искусство».
Анимация и кино: преференции производителям
Помимо полного госфинансирования создания и проката мультфильмов анимационную отрасль ждут и другие меры государственной поддержки.
Например, снижение налоговой нагрузки. Поручено внести в законодательство изменения, предусматривающие установление ставки по налогу на прибыль в размере 3% для российских анимационных студий.
Рассматривается вопрос о налоговой ставке 0% при выполнении отечественными производителями мультфильмов работ по созданию аудиовизуальной продукции посредством компьютерной графики для иностранных лиц.
Также одной из важнейших мер поддержки российского кино стало поручение о создании особой экономической зоны в сфере киноиндустрии (Московского международного кинокластера). Его резиденты получат специальные меры поддержки, включая налоговые льготы, субсидии и гранты.
Кроме того, Президент РФ распорядился рассмотреть вопрос об оказании мер финансовой поддержки отечественным разработчикам приоритетных программных продуктов, используемых в производственном цикле киноиндустрии.
«Это все мое, родное»
Наши дети достойны лучшего. Пусть о мире вокруг им рассказывают добрые и умные герои российских мультфильмов. И конечно, малыши с удовольствием выберут игрушку в образе своего любимого героя.
В мае этого года глава государства обратил внимание на проблему производства детских товаров, которая возникла вместе с уходом иностранного контента для детей. Вместе с детскими фильмами и мультфильмами западных киностудий ушли и лицензии на детские игрушки и товары. Доля же российских игрушек составляет всего 10%, а это может привести к опустению полок детских товаров.
Министерству промышленности и торговли рекомендовано поддержать субсидиями производителей детских товаров и игрушек, которые используют российские образы героев произведений российской детской литературы и мультфильмов.
«Эта индустрия огромная просто и очень важная», — отметил Путин, подчеркнув, что игрушки тоже имеют воспитательный аспект. «Я это и имел в виду, когда говорил о воспитании. Если это на нашей исторической, художественной базе делается, на базе нашей культуры, это очень важно. Будем делать», — заверил он.
«Я не волшебник, я только учусь»
Отрасль мультипликации развивается очень интенсивно, и, по признанию экспертов, кадров катастрофически не хватает. Чтобы больше детей заинтересовалось анимацией, организуются такие большие проекты, как Международный фестиваль детского анимационного кино «Аниматика». Его организатор — Ассоциация анимационного кино совместно с МДЦ «Артек» при поддержке Минкультуры России.
«Здесь талантливые школьники реализуют творческие замыслы, пробуют себя в роли мультипликатора, режиссера, монтажера или актера озвучивания. А для кого-то, возможно, приобретенный опыт поможет сделать профессиональный выбор. Уверен, собственное творческое видение юных создателей мультфильмов, которое они представят в итоговых работах, впечатлит даже профессионалов», — отметил директор МДЦ «Артек» Константин Федоренко.
«Дети являются стратегическим ресурсом нашей страны, — рассказала исполнительный директор Ассоциации анимационного кино Ирина Мастусова. — От того, какими они вырастут, зависит, какой будет наша страна. Поэтому детьми надо заниматься здесь и сейчас. Что и происходит».
Закладывая большие возможности для развития отечественных кино и анимации, государство ожидает от этих отраслей понимания новых ориентиров. Сегодня происходящее на экранах должно не только развлекать, но и воспитывать подрастающее поколение в духе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
https://объясняем.рф/articles/useful/my-stroili-stroili-i-nakonets-postroili-kak-multfilmy-sozdayut-fundament-vospitaniya-novogo-pokoleni/
Материал любезно предоставлен изданием “Заокский вестник”
Оригинал новости: https://gazeta-zaoksk.ru/n531305.html
Добавить комментарий